Студента приучат работать по специальности

 

 

Через 10 лет число работающих не по специальности может сократиться вдвое
Марина Лемуткина
Исследования Гарвардской школы МВА свидетельствуют: студенты, которые знают, где будут работать после окончания вуза, сильно опережают остальных и по карьерному росту, и по зарплатам. Даже если работают не там, где думали. Должно быть, поэтому будущие специалисты развитых стран ищут работу заранее. А вот россияне от них пока отстают.
В лучшем случае наши будущие инженеры подхалтуривают в каких-нибудь кафе быстрого питания, а будущие медики курьерствуют, развозя авиабилеты или товары интернет-шопов. Между тем студенты с первых дней обучения должны думать о будущей работе и исподволь собирать информацию о ней. Причем не только очевидную — например если речь идет о железнодорожных транспортниках, то о компании РЖД, — но и ту, что на поверхности не лежит. К примеру, о предприятиях среднего бизнеса, ныне практически неизвестных потенциальным работникам.
А уж если и подрабатывать на младших курсах курьером, то только в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Лишь тогда нынешняя ситуация, когда 60% выпускников вузов страны работают не по полученной специальности, начнет меняться. Причем механизм, способный удвоить число работающих по специальности, найден, сообщил журналистам руководитель портала Superjob Алексей Захаров:
— Мы запускаем проект, открывающий студентам I–III курсов доступ к перечню компаний, работающих по их специальностям, и в том числе к информации об их потребности в кадрах на момент окончания вуза — через 3–4 года. Поначалу студент сможет выбрать несколько, скажем, десяток компаний, потенциально ему интересных, и начнет получать еженедельную рассылку от этих возможных работодателей: информацию об их мероприятиях, вакансиях, формы для подачи заявок на работу и т.д. В худшем случае ребята просто узнают, что где происходит, и оставят где-то в подкорке названия компаний. В лучшем — со временем выберут две-три подходящие фирмы, начнут с ними целенаправленные переговоры о трудоустройстве и всегда смогут обосновать, почему хотят работать именно там. Это очень большое преимущество при собеседовании. Да и компании смогут ориентироваться не только на столичные, но и на региональные вузы: не секрет, что выпускники многих из них подготовлены как минимум не хуже, чем в московских или петербургских университетах, но крупные компании о них не знают.
Пока проект сориентирован главным образом на тех, кто ищет работу по своей вузовской специальности, разъяснил Алексей Захаров «МК». Скажем, учащийся по специальности история не сможет претендовать на позицию журналиста. Однако «благодаря этому проекту уже через 10 лет у нас будет не 60% работающих не по специальности, а 30%. А это будет уже совсем другая страна».
Начнется проект с 30 самых дефицитных специальностей — с каких-нибудь IT, а не с бухгалтеров. Затем этот перечень расширится, дополнится смежными специальностями, позициями для подработки и т.д. Однако главная проблема лежит в другой плоскости, признался Захаров:
— Наша задача — максимально расширить кругозор студентов I–II курсов, а к IV курсу сузить его до конкретных компаний, к которым у них лежит душа и где им было бы комфортно работать. Но в России около 6 млн студентов. И среди них немало тех, кто не хочет задумываться о будущей работе.
Источник информации: Московский Комсомолец  18 февраля 2013 г.