Могучий талант (к 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского)

 

 

21 марта – 175 лет со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского
Служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, но тяга к музыке оказалась сильнее. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева, знаменитую «Могучую кучку», Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Учился игре на фортепиано стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях.
Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), - одно из лучших произведений мирового музыкального театра. На тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта) написана опера «Хованщина», в основу которой Мусоргский положил собственный сценарий и текст (к моменту его смерти не была закончена).
Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских «Картинках с выставки», которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста.
В 1870-е годы композитор болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки». Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора.
Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки. На большую сцену их вывел Н.А. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет своей жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Хотя современные музыканты оценивают редакцию Римского-Корсакова как «неаутентичную» (редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил на свой вкус и гармонию, и мелодику, и форму оригинала), очевидно, что именно благодаря грандиозному труду Римского-Корсакова оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как законченная и оформленная музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику.