Всероссийский семинар по вопросам разработки концепции олимпиадного движения для учителей словесников, 8-9 декабря 2016 г. (ВГУ, г.Владимир)

 

Для учителей-словесников создают олимпиадное движение

Каждый год педагоги готовят своих учеников к участию в конкурсах, олимпиадах, ломают голову над сложными заданиями. Как часто можно услышать их комментарии: «хорошее задание», «очень интересное задание» или «это для них трудно, я сама еле разобралась». Вроде бы примеряют задания на учеников, а на самом деле – на себя.

Для школьников в России действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: Всероссийская олимпиада школьников по 21 общеобразовательному предмету и олимпиада школьников под эгидой Совета олимпиад школьников. Ежегодно участниками школьного этапа становится более 6 миллионов учеников.

В то же время олимпиадного движения для учителей пока не организовано. Конечно, для педагогов есть заслуживший всеобщее признание конкурс «Учитель года», но он не учитывает специфики предметной сферы, основная его цель – выявление талантливых, творчески работающих учителей.

Кроме того, практически во всех субъектах РФ, в странах ближнего и дальнего зарубежья проводятся конкурсы для преподавателей истории, словесности, математики и других школьных дисциплин, но содержательная и организационная сторона их проведения не унифицирована. Одному учителю администрация школы создает условия для участия в олимпиаде, а другому – приходится преодолевать препоны. Иные учителя отправляются на конкурсах в «добровольно-принудительном» порядке: администрация школы «заставляет», «портфолио к аттестации на квалификационную категорию нужно собрать». Иногда сама идея соревновательности профанируется: на просторах Интернета существует множество сайтов, где учителя гарантированно получают дипломы и сертификаты, подтверждающие их «профессионализм». А как можно доверить свою репутацию организаторам конкурса, разместившим на сайте инструкцию с ошибками: «Более подробная информация по каждому сертификату находиться в разделах данного сайта/…/ здесь также можно будет добавить понравившейся сертификат в корзину, далее следуя инструкциям оплатить» (http://www.sertfestival.ru/)? для достаточно узких профессиональных сообществ.

А ведь олимпиады и конкурсы – это возможность продолжить самообразование, обсудить спорные случаи с коллегами и экспертами, профессионально вырасти, поделиться опытом.

Отсутствие системного подхода в проведении предметных олимпиад для преподавателей является самой большой проблемой. Очевидно, что централизация при проведении олимпиад нужна главным образом для унификации критериев и требований и к участникам, и к заданиям, и к составу жюри, и к оценке.

Министерство образования РФ начало реализацию проекта «Разработка концептуальных подходов к проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей и преподавателей в области русского языка и литературы» с целью создать олимпиадное движение. Это позволит обеспечить равные возможности для совершенствования профессиональных компетенций, создать благоприятные условия для непрерывного развития и дальнейшего раскрытия научно-исследовательского, методического и творческого потенциала преподавателей в образовательных организациях.

К разработке концепции олимпиадного движения привлечен коллектив филологов, педагогов и психологов Педагогического института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Ими уже проделана большая работа: на основе специально созданной методики подготовлен мониторинг успешных практик организации олимпиад и конкурсов для преподавателей словесности в субъектах РФ, определены проблемные зоны, сформулированы предложения по устранению выявленных проблем.

Вопросы, связанные с организацией олимпиадного движения, будут вынесены на общественное обсуждение в формате очного всероссийского семинара, который пройдет 8-9 декабря 2016 года в Владимирском государственном университете имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. В дискуссии примут участие представители органов управления образованием из всех субъектов РФ и ученые ведущих вузов России. Итогом семинара станет создание концепции и методических рекомендаций для субъектов РФ по организации олимпиадного движения для учителей-словесников.

Олимпиадное движение призвано не замещать, а дополнять уже существующий конкурс «Учитель года». Реализовать концепцию олимпиадного движения можно будет только в том случае, если департаменты образования, управления образованием, институты повышения квалификации, методические центры, высшие и средние учебные заведения всех субъектов РФ будут работать вместе, если будут созданы и претворены в жизнь региональные целевые программы «Русский язык», если конкурсные мероприятия будут проводиться систематически.