Где находится нофелет ("Российская газета" 16 апреля 2009 г.)

Где находится нофелет
Коварных вопросов на ЕГЭ по истории больше не ожидается

 
Мария Агранович
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4890 от 16 апреля 2009 г.

С 21 апреля начинается досрочная сдача Единого госэкзамена для тех, кто имеет такое право: в основном это олимпиадники, уезжающие на соревнования, выпускники вечерних школ, те, кто отправляется на долгосрочное лечение, и другие.

29 апреля они будут сдавать историю - естественно по выбору, поскольку обязательных ЕГЭ только два - по математике и русскому языку.

В последнее время, пожалуй, наибольшей критике подверглись именно тесты по истории. Более того, президент потребовал, чтобы в заданиях Единого госэкзамена по этому предмету не было вопросов с элементами провокации: вопросы должны быть ориентированы на среднестатистического ученика, который изучает курс истории в школе по стандартному набору учебников.

А накануне Интернет взорвался возмущенными сообщениями: из названия ЕГЭ по истории исчезло слово "России". Если раньше сдавали "Историю России", то теперь - просто "Историю". А это значит, что не только отечественную, но и всемирную! Неужели выпускникам нужно в срочном порядке учить законы Хаммурапи и годы правления Тутанхамона?

Официальное разъяснение дала Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Дело в том,что во вступившем в силу приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57 "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена" дан перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ. Это математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии. Чтобы привести названия общеобразовательных предметов в соответствие с указанным перечнем название "ЕГЭ по ИСТОРИИ РОССИИ" заменено на "ЕГЭ по ИСТОРИИ". При этом, как разъясняют в Рособрнадзоре, изменение касается только названия в документах и не затрагивает содержания указанного экзамена.

мнения экспертов
Андрей Лукутин, учитель истории, методист, учитель Года Москвы-2005

- Сознательные учителя начали готовить своих учеников к ЕГЭ с начала учебного года, а по-хорошему и вовсе с 10-го класса. Ведь в 10-м классе мы по сути начинаем изучать историю заново, на более глубоком уровне. Контрольно-измерительные материалы по истории, а проще - тесты меняются год от года. И сегодняшний вариант радует меня больше, чем предыдущие.

Авторы тестов поняли, что распределение вопросов от наиболее простой части "А" к наиболее сложной части "С" должно быть равномерным. И если ребенок выполнит только часть "А", то сегодня можно сказать, что он знает материал на базовом уровне. Но хорошо написать ЕГЭ по истории сможет лишь тот, кто не просто отлично знает историю, но и умеет излагать свои мысли. Наши исследования показали: дети, которые хорошо занимаются по литературе, лучше сдают и ЕГЭ по истории. Такая зависимость есть.

Василий Зверев, руководитель разработчиков КИМ по истории:

- За время эксперимента формат ЕГЭ по истории существенно изменился. Начинали мы с 57 заданий, теперь у нас - 50. В части "А", где нужно выбрать единственный верный из 4 ответов, - 32 задания. Здесь проверяются знания фактов, понятий, дат, умение извлекать информацию из источника на базовом уровне. Каждое задание оценивается в 1 балл.

В части "В" - задания повышенной сложности, их 11. Тут мы просим школьника уже поработать с хронологией, расставить, к примеру, даты в определенном порядке. Часть "С" - высокий уровень, 7 заданий. Здесь и извлечение информации из источника, и анализ событий, и сравнение двух точек зрения. В этом году никаких изменений нет.

Другое дело, что сейчас есть наработки по усовершенствованию структуры КИМов. Есть предложения превратить часть "С" в некое формализованное эссе. Сейчас задания в этой самой сложной части ЕГЭ по истории посвящены разным временным периодам. Идея - объединить все вопросы одним временным периодом, одной эпохой. Но важно, чтобы у ребенка была при этом возможность выбора той темы из предложенных, допустим, двух, которую он лучше знает. Учителя к такому предложению отнеслись с большим пониманием и одобрением.

Как сдать ЕГЭ по истории? Да так же, как и любой другой предмет: нужно просто хорошо знать материал, учить даты. Знание дат для историка так же необходимо, как для математика знание таблицы умножения.

Сергей Букинич,учитель истории школы N 116, г. Санкт-Петербург:

- Мы с ребятами на уроках во время обсуждения темы просто дополнительно выделяем даты, персоналии, важные идеи, которые могут попасться в вопросах на экзамене. Отделять ЕГЭ по истории и подготовку к нему от собственно истории, укладывать предмет в такое прокрустово ложе - более чем некорректно. Конечно, есть вопросы, которые действительно должны, что называется, от зубов отскакивать. Например, в каком году была Куликовская битва? Или тот же вопрос, но сформулированный иначе: какая, битва была в 1380 году? Здесь, как ни спроси, ответ должен просто выстрелить.

По опыту последних лет знаю: сложнее всего выпускникам отвечать на вопросы по современному периоду. Многие путаются в событиях ХХ века. Кстати, с годами отметил интересную особенность: девочки чаще отвечают правильно, когда полагаются на интуицию. Например, в части "А", где нужно выбрать один ответ из 4 вариантов. Как только начинают думать и сомневаться, - ошибаются.

Советы абитуриенту

1. При подготовке к ЕГЭ особое внимание надо уделить заданиям на группировку, классификацию событий и явлений, определение хронологической последовательности.

2. Зубрежка не приветствуется, но даты учить надо.

3. По опыту педагогов, больше всего ошибок в ответах на вопросы по истории народов России, культуры и быта, истории общественной мысли, политических партий и движений, периоду после 1945 года. Учите!

4. Продолжительность ЕГЭ по истории - 3,5 часа (210 минут). Правильно рассчитывайте силы и время!