Непременно применять («ПОИСК» 30 апреля 2009 г.)

Непременно применять

E-learning обещают поддержать на государственном уровне

Руководители вузов, депутаты Госдумы, представители Минобрнауки, а также подведомственных ему агентств и служб приняли участие в семинаре, на котором шла речь о возможностях электронного обучения (e-learning) в реализации стратегических задач системы образования. Встреча прошла в Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Собравшиеся говорили о нормативно-правовом регулировании электронного обучения, о создании национальной электронной системы опережающего обучения взрослого населения в период кризиса. Представители МЭСИ познакомили гостей с наработками университета, связанными с созданием электронных учебных материалов, в том числе профориентационных, информационно-образовательных и научно-методических комплексов электронного университета.

“Информационные технологии - самый активно развивающийся сектор экономики во всем мире, - отметил заместитель министра Владимир Миклушевский. - Страны, которые сделали ставку на этот сектор экономики, сумели выйти на передовые позиции. Система образования - одна из важнейших сфер информатизации”.

E-learning, по оценке замминистра, - безусловно, перспективная технология, которую нужно поддерживать и внедрять. Однако есть ряд проблем, требующих решения. Во-первых, назрела необходимость обновить и скорректировать нормативно-правовую базу электронного обучения. Во-вторых, нужно определить степень применения дистанционных технологий при обучении по различным направлениям и специальностям. “Телекоммуникационные технологии не могут заменить общение с преподавателем и живую практику. Никто из нас не хочет попасть к хирургу, который ни одной операции не сделал вживую”, - сказал В.Миклушевский.

Ему возразил научный руководитель МЭСИ В.Тихомиров, сославшись на опыт подготовки медиков во Франции, где все учебные материалы полностью переведены в электронную форму и заменяют традиционные курсы лекций. “Нет таких областей, где электронные технологии неприменимы”, - выказал уверенность Владимир Павлович. В свою очередь В.Миклушевский отметил, что перечень специальностей, по которым обучение в заочной форме и в форме экстерната не допускается, может быть пересмотрен с позиций сегодняшнего дня и современного состояния e-learning.

Одной из главных тем семинара стала проблема создания национальной электронной системы обучения безработных либо лиц, которым грозит увольнение. “Это важнейшая часть антикризисной программы правительства, - сказал замминистра, - и мы готовы сейчас в экспериментальном режиме “отработать” технологии e-learning, направленные на опережающее обучение”. Вместе с тем электронное обучение требует определенных затрат, и для реализации эксперимента, по мнению В.Миклушевского, необходимо выбрать вузы, которые не только обладают достаточным опытом по внедрению технологий, но и имеют для этого необходимые ресурсы.

В значительной мере сократить затраты позволяет использование готовых решений: технологий, методик и стандартов - электронного обучения. Как отметил В.Тихомиров, экономия времени при этом также значительная: 10 лет потребуется, чтобы внедрить e-learning “с нуля”, год - если воспользоваться наработками.

МЭСИ, по оценке В. Миклушевского, “по праву считается лидером отечественного электронного образования”. Дисциплины университета представлены в web 2.0, все преподаватели сертифицированы для работы в электронной среде. Сейчас вуз совместно с коллегами из Microsoft завершает работу над системой поставки готовых кейсов во все университеты мира.

Подводя итоги разговора о возможностях и проблемах электронного обучения, замминистра выразил абсолютную уверенность, что все вопросы решаемы. “Мы будем уделять самое пристальное внимание развитию технологий e-learning”, - подчеркнул он.

Елена ГОРДЕЕНКОВА

Источник: «ПОИСК» 30 апреля 2009 г.