Лазейка для вузов ("Независимая газета" 2009-05-26)

Лазейка для вузов

Как можно хорошо заработать на страхах абитуриентов и их родителей

Источник: «Независимая газета» 2009-05-26

Елена Герасимова

В Московском государственном гуманитарном университете имени М.А.Шолохова во время бесплатной консультации по ЕГЭ произошел маленький казус, грозящий перерасти в хорошую проблему для Рособрнадзора. «Как вы отберете лучшего из двух абитуриентов, набравших одинаковые баллы по ЕГЭ?» – спросил представителя вуза родитель. «Мы выберем того, кто посещал дополнительные курсы при нашем вузе!» – ответил бодро преподаватель.

 

Возьмем во внимание ситуацию, что ведущая консультацию была заинтересована в том, чтобы успокоить взрослых, волнующихся за своих абитуриентов. (Это были родители школьников, посещающих дополнительные курсы при вузе.) Примем и тот факт, что психолог хотела дать рекламу дополнительным курсам, потому что эти занятия для самого вуза важны – все-таки дополнительный «хлеб» педагогам.

 

Но такое заявление противоречит закону об Образовании, который предусматривает равнодоступность при поступлении в высшую школу для всех абитуриентов без исключения. Курсы при московском университете не могут посещать дети из других регионов. От прежней системы приема в вузы уходили потому, что она дискредитировала идею равнодоступности. Выходит, от чего уходили – к тому и пришли?

 

Такая ситуация, когда несколькими абитуриентами набрано абсолютно одинаковое количество баллов сразу по трем экзаменам ЕГЭ, – в принципе маловероятна, отвечают обычно на такой же вопрос в Рособрнадзоре. В принципе – да! Но вот ведь какая штука – страна еще не сдавала единый экзамен в полном своем масштабе. И многого мы еще не знаем...

 

Вдобавок создан прецедент. И это невольно наводит на мысль, что вузы не упустят при случае возможности каким-то образом прямо или косвенно отбирать «своих». Такая лазейка остается у вуза при приеме через олимпиады. «Есть там еще один не отработанный момент во время отбора претендентов», – хитро улыбаясь, сказали нам в одном ведущем московском вузе. Но через олимпиады набирают пока крайне малое количество школьников. А вузы хотят большего участия в процессе отбора.

 

Кстати, этот вопрос, как будет проходить конкурс сертификатов по ЕГЭ в высших школах, очень волнует родителей. Процитируем традиционную форму ответа Минобразнауки РФ на него: «Объявление на официальном сайте вуза и на информационном стенде приемной комиссии пофамильного перечня абитуриентов с указанием количества набранных баллов считается датой окончания вступительных испытаний. В течение дня после этого вуз обязан разместить на официальном сайте информацию о сроках представления оригиналов документов об образовании и свидетельства о результатах ЕГЭ. Интервал между датой окончания вступительных испытаний и датой представления оригиналов документа об образовании и свидетельства о результатах ЕГЭ – не менее семи календарных дней. Представляя оригиналы документов в указанные сроки, абитуриент подтверждает свой выбор вуза и специальности». И еще: «При наличии одинаковых баллов порядок зачисления устанавливает приемная комиссия вуза»...

 

Вот вам и пример готов: приемная комиссия решила брать прошедших обучение на дополнительных курсах своего вуза... Что дальше?

 

А теперь вернемся к моменту рекламы вузовских допкурсов. Большая часть родителей уверена, что к ЕГЭ можно подготовиться за короткий срок. Поэтому дополнительные курсы постепенно возвращаются. Репетиторов не стало меньше. Они теперь переквалифицировались. И редко в каких вузах ныне не проводятся еще и платные консультации и тренинги для детей, боящихся сдавать единый экзамен. И платные курсы для родителей: «Как правильно вести себя родителю во время экзамена» и прочие советы, что есть и пить. В интернете идет мощная реклама дорогих курсов интенсивного обучения по всей школьной программе. Представляете, некие авторы предлагают за несколько часов втиснуть в голову школьника всю программу по литературе. И все за счет какой-то уникальной методики – их ноу-хау. Что любопытно, родители покупаются. Действуют, видимо, по принципу – хуже все равно не будет. Хуже не будет, но и лучше – тоже. А дополнительные курсы при вузах – все же лишняя нагрузка на школьника в выпускном классе.