Чудеса из сундучка

 

Чудеса из сундучка

Ваши ассоциации при слове «Музей»?.. Потемневшая от времени и покрытая пылью ветошь? Тематически и композиционно слаженная выставка старинных предметов и новинок из той же сферы? Но, согласитесь, у всех музейных экспозиций есть одно общее качество – разнообразие. Яркость именно этой черты хотелось бы подчеркнуть в выставке под общим названием «Из бабушкиного сундука», проходящей с 30 сентября по 12 октября в Музее истории и развития ИГЭУ.

Факты

Выставка предметов быта, домашнего обихода, печатной продукции, фотографий кон. XIX – сер. XX вв. и др. приурочена в большей степени ко Дню пожилого человека. Чего только нет на этой спонтанно, что называется, «с миру по нитке» созданной выставке!.. А благодаря художнику Елене Родионовой каждый экспонат занял достойное место на полках и стенах Музея ИГЭУ.

Медный пузатенький самовар с оттисками монеток и медалей, произведенный на известной тульской мануфактуре Василия Баташе, соседствует с глиняными кувшинами, графинами и жбанчиками XIX в., доисторической кофемолкой и чугунной резной лампадкой. Старинная прялка (признаюсь, что сообразить, как работает это удивительное устройство, удалось не сразу!) весьма впечатляюще смотрится на фоне изумительной красоты скатерти, связанной крючком в 1930-х гг. А.Г. Треушниковой. Забавно сравнивать и обувь: грубоватые лыковые лапти и женские ботиночки, которые раньше в частных пансионах шились персонально, на заказ. Абсолютно, правда, оказалось неясным, как могли горничные богатых молодых невест отгладить свадебное платье нач.XX в. (шелк, кружева, бисерная вышивка!!!) огромными чугунными утюгами того же времени, внутри которых для нагрева размещались угли!..

Исключительным экспонатом выставки стал метроном кон. XIX в., «одолженный» музею В.Ю. Халтуриным, зав. кафедрой ОИиК ИГЭУ: этот раритет жил в квартире В.Н. Трамбицкого, композитора, основателя Свердловской консерватории, а достался на память внуку, закончившему наш вуз, тоже, кстати, музыканту.

Совершенно особенное положение занимает на выставке печатная продукция и все, с нею связанное. Библиотека и частные лица отдали музею старинные чернильницы и книги, огромные журналы. «Всеобщий русский календарь» 1912 г. – это просто взлет рекламной индустрии своего времени! Полистали его первые посетители и решили единогласно: «Ничто не ново под луною!» ‑ те же слоганы вроде «ДаромЪ», те же средства против больных животов и похмелья… Так занятно разглядывать старинные фолианты-издания Пушкина, Толстого, Салтыкова-Щедрина нач. XX в. рядом с номерами «Рабочего края» 1930-х гг. с речью тов. Микояна, письмом тов. Сталину от иваново-вознесенского пролетариата.

Немалый интерес вызывает и сам «советский» раздел выставки: патефон 1940-х гг., радиоприемник, доживший до нашего времени с 1960-х, пластинки с композициями Бабаджаняна, Дунаевского и прочими шлягерами своей эпохи. Удивленно, словно из другой эпохи, смотрят на наших современников люди с фотографий 1920-30-х гг. А чего стоят платьица из шелка, крепдешина и крепжоржета над журналами мод 1950-х гг. – м-м-м, такого качества вы сейчас точно не встретите в хваленых бутиках!.. Да и вряд ли сейчас студентки ходят в вуз с так называемыми «балетками», небольшими фанерными чемоданчиками для учебников и тетрадей. И кто из Вас вспомнит, как выглядели советские купюры: зеленые «трёшки» или красные «десятки»?..

А огромный ковер со сценой русско-турецкой войны 1877 – 78 гг.!.. ‑‑ Просто чудо, что такое еще хранится в чьих-то домашних сундучках и шифоньерах!.. Очень уютной сделали экспозицию более современные картины 1990-х гг. пера Раисы Кукиной, доцента кафедры ТАМ, ныне члена Совета ветеранов ИГЭУ: нежно белая сирень на теплом «домашнем» зеленом фоне, яркий летний букет полевых цветов и трав.

В общем, выставка, безусловно, удалась, в чем заслуга директора Музея истории и развития ИГЭУ Веры Талановой и ее бессменной помощницы Валентины Корольковой.

Мнение

Татьяна Абакшина, председатель Совета ветеранов ИГЭУ: «Приглашая на выставку, я услышала что «у нас энергоуниверситет, а не бабушкин сундук». Казалось бы, в самом деле, для чего в музее истории и развития вуза выставлять предметы, не имеющие непосредственного отношения ни к обучению специалистов-энергетиков, ни к науке, ни к производству.

Хочется возразить оппоненту. Энергоуниверситет появился не вчера, мы отметили 90-летие образования ИВПИ-ИЭИ-ИГЭУ. В вузе учится если не четвертое, то точно уж третье поколение основателей Ивановского политехнического института. В их лица мы вглядываемся на фотографиях стендов музея, их поздравляем с Днем победы, их чествуем в дни юбилеев. Из судеб отдельных людей и сложилась история нашего вуза, нашего Отечества. Во многих семьях наших ветеранов хранятся дорогие для них предметы, то, что сопровождало их по жизни. Как писал В.В. Антипин: «Не жги мою макулатуру, она мне душу сберегла».

Трудно не согласиться с тем, что за каждым предметом, представленным на выставке, стоит конкретный человек, семья. Представляя собой культурный срез прошлого, а то и позапрошлого века экспонаты хранят память о пристрастиях, увлечениях, ауру их хозяев. Любопытно, какие книги, журналы читали наши деды, какими монетами расплачивались за покупки. Или вот диковинные самодельные сувениры – память о семейных торжествах. Есть раритеты, как например, метроном конца позапрошлого века...

Хочется обратиться к коллегам, в том числе и студентам. Берегите семейные архивы, пополняйте их, передавайте следующим поколениям и именно так укрепляется  связь поколений».

Так что если в Вашем кармане завалялась пятикопеечная монетка или пятитысячная купюра, не торопитесь выбрасывать их на ветер, сохраните для потомства! Может быть, когда-нибудь они станут достойными экспонатами выставки в музее.

Анастасия Булатова

Фотографии Михаила Милославского