Гармонии Веркмейстера /Werckmeister harmoniak/ Режиссер Б. Тарр

 

Гармонии Веркмейстера /Werckmeister harmoniak/

Режиссер: Бела Тарр

Германия - Франция - Италия – Венгрия.
2000 год, 145 мин.

Оригинальный и красиво сделанный фильм, на первый взгляд странный, возможно непонятный сразу, но открывающийся потом. Как всегда у Бела Тарра поражающий воображение с первой сцены и обещающий нечто необычное.

В маленьком городке, со всех сторон продуваемом ветрами, стоит  холодная погода. Сотни людей пришли на главную площадь города чтобы увидеть странный аттракцион - чучело настоящего кита. Они прибывают отовсюду: из ближайших селений и из отдаленных частей страны. Постепенно люди превращаются в толпу, бессловесную, безликую и агрессивную. Дети пьяного начальника полиции танцуют безумный танец, выкрикивая грязные угрозы: «Мой папа начальник. Когда я вырасту, тоже буду таким и всех убью».  Напряжение, растущее до невыносимого предела, приводит к взрыву. У толпы высвобождаются разрушительные эмоции, начинается Апокалипсис, который сметает все, не щадит никого. Впечатляюще мрачен проход этой громадной толпы, идущей громить госпиталь, страшны сцена погрома. Гибнут люди. 

Очень хрупка скорлупа нашей цивилизованности, ее очень легко разбить, погрузив человека в чрезвычайную ситуацию, требующую максимального нервного напряжения. Не хочется верить в то, что это часть нашей реальной жизни. Пусть лучше это всегда будет где-то там, «с той стороны зеркального стекла».

Фильм получил приз за лучший фильм на венгерском кинофестивале 2000 г.

 

Мнения: Вот факир с дудочкой сидит перед коброй. Кобра думает: "Почему этот человек играет на своей дудке так, словно у него вся жизнь впереди? Я кусну разок, и песенка его спета. Что-то здесь не так. Подожду, пока не прояснится." Постепенно кобру убаюкивает и мелодия и непосильная умственная работа. Факир все играет, кобра спит в неудобной позе, стоя, как слон. Бела Тарр был факиром, а люди в зале - коброй. <...> Первым вопросом из зала к Бела, был: В чем символика фильма? Он ответил, улыбаясь,: "Ее нет". Осталось ли на свете что-нибудь, не играющее чужую роль; где каждое явление воплощает другое? Найдя связь между явлением-прототипом и явлением-актером, мы утверждаем, что овладели смыслом. Это ложь. Фильм спокойно разбирается с этим, ничего не оспаривая, ничего не доказывая. Он олимпийски спокоен. Он работает с вещами, которые - одни последние две тысячи лет, другие последние пятьдесят - работали символами, и отпускает их на свободу. Туша кита, которую бродячий цирк зачем-то привозит в город, у жителей которого нет денег на отопление и водоснабжение, НЕ имеет отношения ни к Ионе, ни к Моби Дику, ни к Генезису ("И сотворил Бог больших китов"). Танк Т-34 НЕ имеет отношения к подавлению восстания в Будапеште 1956г. Ханна Шигула, играющая одну из центральных, но как и все остальные, кроме заглавного, не такую уж важную роль, НЕ имеет отношения к Фассбиндеру с его киноязыком. Может быть режиссерская задача в построении набора обманок – лабиринта с ложными ходами? А зачем? Ну уж, будто сами не знаете, зачем лабиринты строят…Читать все здесь

Оригинал фото находится на сайте  «КиноПоиск.RU»