Шаги к профессии

Шаги к профессии

Источник информации: "Российская газета" от 3 марта 2010 г.

Средняя школа

Система общего образования РФ сегодня включает в себя 53 568 школ (из них сельских - 34 309, городских - 19 259). Учеников в российских школах в 2009 году насчитывалось 13,36 млн чел. (1998 г. - 20,6 млн чел., 2004 г. - 16,0 млн чел.), из них в сельских школах - 3,97 млн чел., в городских - 9,39 млн чел. Три года назад начала расти численность первоклассников, в прошлом году за парты сели 1,39 млн чел. (в 2007 г. - 1,25 млн чел.). Параллельно идет процесс уменьшения численности выпускников школ. В 2009 году аттестат о среднем образовании получили 0,90 млн чел. (1998 г. - 1,25 млн чел., 2004 г. - 1,54 млн чел.). По данным минобрнауки, доля школьников, обучающихся в современных условиях в регионах, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), составляет около 70%. Сегодня все школы РФ подключены к Интернету и оснащены лицензионным программным обеспечением. Показатель "число школьников на 1 компьютер" снизилось с 48 (с начала действия нацпроекта "Образование") до 20 учащихся. Во Всероссийской олимпиаде школьников в 2008/2009 учебном году приняли участие более 1,5 млн ребят. Количество учителей в 2009 году равнялось 1,36 млн чел. (1998 г. - 1,80 млн. чел., 2004 г. - 1,68 млн чел.).

Средняя начисленная заработная плата учителя в 2009 году - 11, 6 тыс. руб. (увеличилась по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза, с учетом инфляции- в 1,65 раза). В регионах, участниках КПМО, средняя заработная плата составила 12,8 тыс. руб. Ежегодно проходит повышение квалификации 270 тыс. учителей (около 20% всего педагогического состава школ). Учителей, принявших участие в апробации новых моделей повышения квалификации, в 2009 году было 70 тыс. чел. По прогнозам, в 2010 году их будет около 110 тыс. человек из 45 регионов Российской Федерации.

Вуз

По прогнозу минобрнауки, к 2012 г. количество выпускников школ в России может сократиться до 700 000 (против 1,3 миллиона выпускников в 2006 году). Чтобы повысить научный потенциал университетов в условиях сильного демографического спада и экономического кризиса, российское правительство запустило трехлетнюю программу модернизации высшего образования. На следующие три года финансирование вузовского образования увеличено более чем на 30 млрд рублей в год. Это финансирование будет направлено на улучшение исследовательских программ и инфраструктуры ведущих российских университетов. Содержание каждого российского студента возросло за последние годы с 21 тыс. до 80 тыс. рублей. В первом семестре нынешнего учебного года 25 тысяч студентов российских вузов переведены с платного обучения на бюджетное. Между тем в прошлом году без студентов на бюджетных местах остались 20 вузов. Но в целом почти все высшие учебные заведения заполнили бюджетные места. В это же время существенно сократился прием на обучение по контракту. По данным минобрнауки, нелегким оказался прием абитуриентов для негосударственных вузов, они набрали от 15 до 50 процентов своего обычного набора. По мнению экспертов, это произошло потому, что были установлены единые общие правила приема для государственных и негосударственных вузов. В итоге оказалось, что абитуриенты, осознав возможность поступления в государственный вуз (причем на бюджетное место), предпочли идти туда. Тем временем минобрнауки уже подготовило некоторые законопроекты о бессрочной лицензии для вузов РФ на предоставление образовательных услуг. Пакет законопроектов будет рассмотрен, возможно, Госдумой уже весной. Сегодня лицензия в соответствии с законом "Об образовании" выдается сроком на пять лет.

Бизнес-образование

По данным Begin Group, наиболее популярными программами обучения за рубежом являются программы послевузовского образования. Почти четверть респондентов Begin Group в ходе недавнего опроса заявили, что интересуются программами МВА. Наиболее популярными странами при выборе зарубежных образовательных программ традиционно являются англоязычные страны: Великобритания - 34,8%, США - 22,6%, Канада - 7,7%, Австралия - 7,0%. 53,5% участников опроса считают, что на определенных специальностях лучше обучаться в конкретной стране. По программам МВА предпочтения традиционно за США.

Бизнес-школы сегодня - это самый динамичный сегмент рынка высшего образования во всем мире. Эксперты считают, что в 2010 году они усилят свое влияние на мировую практику управления бизнесом за счет создания новых знаний и их распространения в реальные компании. Сегодня географический центр притяжения взглядов желающих получить бизнес-образование смещается из стран Запада в Азию. Есть основания полагать, что дополнительные кампусы ведущих бизнес-школ в ближайшее время будут открываться в Индии и Китае.

Между тем лишь незначительная часть российских бизнес-школ в 2009 году пошла на повышение стоимости обучения по предлагаемым ими программам бизнес-образования.

В 2010 году картина будет иной, повышение цен в планах многих учебных заведений "для взрослых" неизбежно. Кстати, по данным HeadHunter, средняя заработная плата топ-менеджера с образованием MBA на 46% выше его коллеги без МВА. Сейчас число вакансий с требованием MBA значительно меньше, чем самих соискателей. До кризиса наблюдалась обратная ситуация. Большинство соискателей с образованием MBA рассчитывают на зарплату от 100 до 300 тысяч рублей в месяц, что выше среднего по рынку.

Курсы переобучения

36,3 млрд рублей планирует потратить в 2010 году российское правительство на поддержку занятости населения. Почти 90% этой суммы (33 млрд руб.) уже распределены для реализации 82 региональных целевых программ поддержки занятости. В общей сложности помощь от государства получат 1,2 млн человек (2,8 млн в 2009 г.). И еще: в 2009 г. на опережающее профобучение было направлено 216 000 человек, в нынешнем планируется 130 500 человек. К примеру, в Алтайском крае за прошлый год профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению службы занятости населения завершили почти 7 тыс. человек. Из них 96%, по данным краевого управления по труду и занятости населения, трудоустроились согласно полученным профессиям и специальностям. Еще около 5 тыс. работников предприятий, находящихся под угрозой сокращения, прошли опережающее профессиональное обучение. В итоге практически все они сохранили занятость по прежнему месту работы. А в городе Новочеркасске Ростовской области в течение 2009 года были направлены на переобучение 855 человек. 814 из них закончили курсы, а почти 500 были трудоустроены. Независимо от региона обучение на курсах служб занятости в среднем составляет 3 месяца, а выбор специальности напрямую зависит от образовательного уровня соискателя и уже существующей (или не существующей) у него профессии.

Перечень профессий для переобучения самый разнообразный (до 120 специальностей). Во время переобучения согласно действующему законодательству с соискателя снимается статус безработного и ему назначается стипендия (равная его пособию по безработице). Если после окончания курсов не получилось трудоустроиться, безработный имеет право вновь обратиться в центр занятости и встать на учет.