Маленькие шедевры больших музыкантов

Маленькие шедевры больших музыкантов

Александр ЖИЛЕНКОВ12 апреля в читальном зале научной литературы библиотеки ИГЭУ прошел замечательный концерт «Маленькие шедевры больших музыкантов», открывший в этом году традиционный литературно-музыкальный абонемент «Студенческая филармония».

В гостях у ИГЭУ был камерный оркестр Ивановской государственной филармонии под управлением Александра Жиленкова, сменившего на дирижерском «посту» Виктора Шадрина. Зато по-прежнему впечатлила музыковед Надежда Карпова, связавшая, казалось бы, совершенно разные музыкальные композиции и как бы между делом рассказавшая о некоторых интересных, пока еще немногим известных фактах из жизни композиторов.

Первым прозвучал, конечно, Моцарт. Ребенок – чудо, начавший уже к 6 годам виртуозно играть на клавесине, освоивший потом и скрипку, и фортепиано, и орган… Человек, обладавший изумительной музыкальной памятью... В начале концерта прозвучала первая часть симфонии Моцарта. Впрочем, у гениев тоже есть причуды: так, например, гений на первых порах очень не любил флейту «за резкий и пронзительный звук». Однако случайная встреча с известным флейтистом в Мюнхене изменила отношение Моцарта к этому музыкальному инструменту, и «Концерт для флейты», фрагмент которого аудитория слушала, затаив дыхание, получился поистине шедевром.

Томазо Альбиони, сам себя называвший «венецианским дилетантом», между прочим, написал 50 опер и других не менее интересных, значимых музыкальных произведений. Так, на концерте глубоко, красиво прозвучала первая часть концерта для оркестра Альбиони. Впечатления удивительные: сердце под эти звуки то замирает, словно останавливается, то бьется в бешеном темпе – в такт музыке.

Эдвард Григ – первое лицо норвежской музыки, открывший мотивы своей страны миру, а самой родине – классическую музыку гениальных композиторов мира. Изящно, легко и просто прозвучала «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».

Фрагмент великой оперы «Кармен» Жоржа Бизе, которая, как оказалось, когда-то потерпела на сцене фиаско (!!!), публика тоже приветствовала аплодисментами. А дело все в том, что прозвучала она в обработке русского композитора Родиона Щедрина, сделавшего то, чего побоялись и Шостакович, и Хачатурян: по просьбе Майи Плисецкой Щедрин переложил оперу на балетный лад, в результате чего теперь весь мир наслаждается «Танцем» Кармен.

Очень красиво прозвучала ария Джудиты из одноименной оперетты в исполнении Ольги Тихомоловой (сопрано), победителя и лауреата многих конкурсов и фестивалей различных уровней. Она же порадовала бойкой, задорной песней из мюзикла «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу.

Далее удивил Дмитрий Шостакович… Знакомая, часто звучащая просто как фон на презентациях и встречах мелодия оказалась произведением известнейшего серьезного симфониста XX века, который и сам назвал ее «Вальс-шутка».

Вообще, как говорят, талантливый человек, талантлив во всем. Чарли Чаплин – родитель образа «маленького человека», комедиант, за которым прочно закрепилась слава «великого немого», как только появилась возможность, он написал неповторимую, трогательную музыку к фильму «Огни большого города».

Завершающим концерт номером стал «Пустячок» американского композитора Лероя Андерсена. И несмотря на легкомысленное название, это маленькое произведеньице требует от музыкантов вовсе непустячного, а очень сложного, виртуозного исполнения.

В заключение хочется поблагодарить Татьяну Абакшину, руководителя Гумцентра ИГЭУ, которая стала инициатором проведения концерта, - за доставленное эстетическое удовольствие. Полагаю, к этой благодарности присоединились бы все слушатели, побывавшие в библиотеке утром 12 апреля!

Анастасия Булатова
Фотографии С.В. Государева