Нереализованные возможности: куда пропадают перспективные проекты?

Нереализованные возможности: куда пропадают перспективные проекты?

Екатерина ВЛАДИМИРЦЕВА

«Огромное спасибо, ваш проект признан лучшим, вы получаете первое место!» После этих слов молодой конкурсант обычно начинает думать о том, как его идея будет выглядеть на практике. Но часто на поздравлениях все и заканчивается.

Планировали глянцевый журнал – ограничились интернет-вариантом

Начать свое дело, попытаться реализовать свой проект хотя бы раз в жизни пробовали очень многие молодые люди. Однако до финиша доходили лишь единицы. Если на руках есть только задумка, но нет средств, то нужно нечеловеческое упорство, помогающее ходить по потенциальным инвесторам, снова и снова растолковывая всю прелесть и всю нужность предложенной идеи. Да еще и доказывать, что, несмотря на свой юный возраст, ты вполне способен на что-то серьезное. Проверено на себе: как-то мы сотоварищи пробовали выпустить свой журнал, но из печатного варианта в итоге остался самиздатовский, а потом всё и вовсе свелось к интернет-варианту.

Более реальная возможность – участие в различных конкурсах, которых в настоящее время проходит огромное множество. Большая часть обещает если не реализацию вашего проекта, то хотя бы поощрение и возможность засветиться. Хотя и здесь часто не удается избежать разочарования.

Строительство парикмахерских откладывается на неопределенное время

Пожалуй, одним из самых популярных областных конкурсов сегодня является “Синергия”. По словам ее организатора и основателя Сергея ЛУЦЕНКО, конкурс тоже является примером реализации молодежных проектов. Сначала, в 2008 году, была бизнес-игра между командами экономических факультетов ивановских вузов. “Научный потенциал в области большой, но, во-первых, нет реальной конкуренции между университетами, во-вторых - нет площадки для соревнований именно “по мозгам”. На игре мы решили не останавливаться, и в итоге родилась “Синергия”, - говорит Сергей.

Конкурс проходит уже в третий раз, и каждый год заново нужно искать спонсоров, заинтересованные компании, организации. Основная цель – найти общие точки соприкосновения бизнеса и студенчества, чтобы проекты ребят не уходили в никуда, а были изначально рассчитаны на реальные запросы реальных фирм.

Но пока эта идея так до конца и не воплощена: за всё время ни один из студенческих проектов не был реализован. За исключением тех, которые на момент участия в конкурсе уже работали и для которых “Синергия” просто стала площадкой для демонстрации. К таковым относится, например, проект добровольного оказания помощи людям, страдающим онкозаболеваниями, подготовленный студентами социо-психологического факультета ИвГУ. На момент участия в конкурсе ребята-волонтеры уже помогали больным как на дому, так и в хосписе.

Реализации многих проектов помешал кризис, считает Сергей.  В итоге есть примеры удачных стажировок, трудоустройства – на этом все заканчивается. Четко сложившейся концепции премирования тоже пока нет: гранты за участие в “Синергии” не дают. “Можно вступить в федеральную грантовую программу, - рассуждает Сергей, - но это возможно лишь на условиях софинансирования”. Так что строительство свиноферм и парикмахерских, представленных в этом году, откладывается на неопределенное время.

Молодежный малый бизнес возможен?

Впрочем, не всё так фатально. Например, впервые в этом году в области будет проведен конкурс молодежных бизнес-проектов, по итогам которого лучшие из них всё-таки получат гранты – 50, 45 и 40 тысяч рублей. Проект “Развитие малого предпринимательства в молодежной среде” был разработан молодежным правительством области 1-го созыва совместно с “Молодой гвардией”.

Суть вновь в конкурсе бизнес-идей. Для участия желающим необходимо было в марте выслать эссе “Моя бизнес-идея и возможности развития собственного дела”.

“Нельзя сказать, чтобы объявление о конкурсе вызвало большой ажиотаж. Возможно, дело в недостаточном количестве рекламы, - рассуждает один из его организаторов, член молодежного правительства 1-го созыва Нина ИВАНОВА. – К тому же многие весьма недоверчиво отнеслись к нему. Звонили, спрашивали – правда ли это, приходили и  просили еще раз все разъяснить”. В итоге было подано 47 эссе, которые оценивало авторитетное жюри. Сфера интересов молодежи, судя по темам, широка как море. От таких вполне реальных идей, как, например, прокат роликовых коньков в Шуе (уже найден, кстати, спонсор), производство и продажа деревянных самодельных игрушек, до огромных open-airoв.

В итоге было выбрано 20 работ. Максимально за эссе можно было получить 150 баллов. Лучший результат – 124 балла - у студента ИГХТУ Дмитрия Захарова за его научную концепцию переработки жмыха. 

Итоги конкурса станут известны в конце мая. За реализацией выигравших проектов будут пристально наблюдать в течение года с момента получения гранта.

Низы не хотят, верхам не надо

И всё же, почему большая часть студенческих проектов так и остается без внимания? Сергей Луценко часть вины перекладывает на студентов. По его словам, молодые люди в Иванове весьма неактивны. Часто они предлагают на конкурсы те проекты, которые когда-то делали для курсовых работ, а не приготовленные специально на конкурс: “Правильнее было бы сделать так, чтобы темами курсовых и дипломов как раз и становились запросы фирм и организаций. Мы готовы формировать банк запросов в начале осени”.

Не совсем довольны работой студентов и представители бизнес-структур.  “Прежде всего мы ждем от них креативности. Пускай в их конкурсных работах будет с ног на голову поставлена теоретическая часть, зато присутствует что-то новое и интересное,  - говорит специалист по работе с учебными заведениями и общественными организациями НПО “Консультант” Татьяна УШАКОВА. – Но нередко большая часть представленных идей уже реализуется в компании, часть проектов просто нежизнеспособна. Мы, конечно, награждаем наиболее понравившиеся нам работы, но реализации ни один из них не получил”.

У студентов – свое мнение по этому поводу. Многие, смиряясь с заведомой несправедливостью бытия, рассматривают всевозможные конкурсы как часть учебы, возможность развивать свое творческое и деловое мышление. “Многие молодые люди сами признаются, что пришли на конкурс не ради победы, а ради учебы, чтобы участвовать в семинарах, во встречах с представителями бизнеса и органов госвласти”,  - подтверждает Нина Иванова.

“Год назад мы участвовали с одногруппницей в “Синергии”, готовили проект для компании “Консультант” по внутрикорпоративному PR. В итоге они отобрали наш проект, сочли его лучшим, нам досталась премия в 5000 рублей. На этом всё и закончилось”, - рассказывает студентка 4-го курса специальности “PR”  ИГЭУ Ася РАЧКОВА. Девушки также участвовали в питерском конкурсе – разработали проект волонтерской организации по заказу петербургского комитета по делам молодежи. Ивановки получили грамоту, комитет взял на себя обязательство воплотить лучший проект в жизнь.

“Для нас такие проекты - возможность проявить себя плюс бонусы к будущему резюме. К услугам тех, кто предлагает создать проект, огромное количество интересных, свежих, неиспользованных до сих пор идей”, - считает девушка.

Источник информации: «Ивановская газета» 06-05-2010