Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовке инженеров, 2-3 декабря 2010 г., МГТУ им. Баумана

 

Гуманитарная подготовка инженеров
2–3 декабря в МГТУ им. Н.Э. Баумана при участии Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации прошла 2-ая Всероссийская научно-методическая конференция. Целью конференции было обсуждение места и роли гуманитарных и социально-экономических дисциплин, преподаваемых в технических вузах в системе многоуровневой подготовки специалистов; обмен опытом применения инновационных образовательных технологий в гуманитарной подготовке инженеров; определение значения гуманитарных и социально-экономических дисциплин для формирования профессиональных компетенций выпускников технических вузов и т.д.
В работе конференции приняла участие зав. кафедрой отечественной истории и культуры Г.А. Будник, которая выступила на пленарном заседании с докладом об инновационных методах обучения в ИГЭУ. Как оказалось, ни в одном техническом вузе России электронного учебно-методического комплекса по истории, подобного тому, что был создан в нашем вузе, нет. Положительную оценку коллег заслужил и опыт работы по написанию студентами ИГЭУ своих родословных.
Что касается обсуждения вопроса формирования блока социально-гуманитарных дисциплин в структуре ФГОС третьего поколения, то в различных вузах в решении данного вопроса есть как общее, так и особенное. Общим является стремление составлять учебные планы исходя из принципов справедливости, дидактической целесообразности и преемственности в изучении дисциплин. Наблюдается тенденция к сохранению существующих учебных курсов. Интересно, что в качестве дисциплин по выбору во многих вузах присутствуют курсы по истории различных отраслей науки и техники.
Во всех выступлениях звучала мысль о том, что задача преподавателей гуманитарных дисциплин – способствовать формированию специалиста технического профиля, расширению его культурного кругозора, эрудиции, развитию умения анализировать сложные социокультурные проблемы в контексте будущей профессиональной деятельности, а также воспитывать гуманного, толерантного гражданина, патриота своей страны. В контексте этого много нареканий со стороны участников конференции вызвало интернет - тестирование. Так, изучение истории России в вузах требует развития у студентов логики мышления, умения анализировать исторические документы, объяснять альтернативные пути развития нашего государства, сравнивать события и явления российской и мировой истории и т.д. Однако предложенные для решения студентов тесты содержат фактический, часто узко специальный материал, что противоречит задачам обучения в высшей школе.
В ходе обсуждения опыта работы с электронными учебными материалами интерес представляло выступление представителя МГТУ им. Н.Э. Баумана, в котором сообщалось о том, что электронные ресурсы получают статус авторских изданий после регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Эта процедура достаточно простая. Подробнее об этом можно узнать на сайте www.inforeg.ru
На итоговом заседании были выработаны некоторые шаги по консолидации деятельности преподавателей-гуманитариев, работающих в технических вузах.
Информацию предоставила Г.А. Будник,
зав. кафедрой ОиК