ТЯЖЕЛОЕ ВОЕННОЕ ДЕТСТВО (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ МОЕЙ БАБУШКИ)
Н.В. Савенков, студ; рук Т.В. Королева, к.и.н., доц..
ТЯЖЕЛОЕ ВОЕННОЕ ДЕТСТВО (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ МОЕЙ БАБУШКИ)
Детство – счастливая пора: игры со сверстниками, праздники, соревнования, радость познания окружающего мира, но война лишила многих советских детей детства. Сегодня трудно поверить в то, что маленькие дети, еще не научившись читать, помогали фронту, работая в тылу наравне с взрослыми, приближая День Победы.
Незадолго до войны 24 декабря 1935 г. в семье моего прадедушки Игошина Петра Егоровича и Анастасии Прохоровны родился первый ребенок, моя бабушка, Игошина Людмила Петровна. Когда началась война, ей было пять с половиной лет. Она не понимала значения слова война, но по встревоженным лицам своих родителей поняла, что произошло что-то страшное, ужасное. Отцов и братьев призвали исполнять свой долг перед Родиной. Бабушка хорошо помнит прощание с отцом, уходившим на фронт. Его провожала вся деревня до околицы и все плакали. Больше она никогда его не видела. В деревне остались дети, женщины да старики. На ее плечи легли все трудности, которые пришлось испытать детям военного и послевоенного времени. С 5 лет бабушка помогала матери доить коров, в 6 лет она вместе с матерью боронила колхозное поле деревянной бороной.
Дети были помощниками в домашних делах. До прихода матери с колхозной работы бабушка встречала и доила корову, кормила кур. Хотелось помочь уставшей на работе матери. В летнюю пору собирала ягоды, грибы, щавель, клеверные головки. Часть собранного сушили на зиму. Клеверные головки мололи на жерновах и добавляли при выпечке хлеба из картофельной муки. Однажды председатель поймал мою бабушку вместе с ее младшей сестрой на колхозном поле за сбором клевера. Весь клевер, собранный детьми, отдал другим, а ее, как старшую наказал – водил по всей деревне и стыдил.
Когда начиналась жатва, бригадир посылал ребятишек собирать колоски с полей, которые потом приносили на колхозный склад. Все убранное зерно с полей сдавалось государству. Осенью обозы лошадей увозили его на железнодорожную станцию. В колхозе оставалось только семенное зерно для следующего года.
Имели родители бабушки небольшую пасеку. Когда дед выдувал мед, то все деревенские ребятишки собирались около дома за столом и лакомились сотами. Большая часть меда сдавалась государству, а оставшийся мед обменивали на муку.
Бабушкина мать зимой детям готовила лакомства: в русской печке парила репу, свеклу, брюкву, морковь. А после бани пили чай с сушеной малиной или черникой. Постоянно хотелось есть. Бабушке иногда приходилось слышать от своей матери: «Ешьте побольше картошки и пейте молока, меньше кушайте хлеба». Ей было больно говорить такие слова, но приходилось говорить, при этом она всегда гладила по головкам своих детей шершавой ладонью. И слезы текли по щекам.
Картошки вдоволь тоже не было. Сколько бы ее не выращивали к весне все съедалось, а у некоторых даже не оставалось на посадку. Осенью замерзшую картошку собирали, мыли, варили в печи вместе с очистками, потом сушили на противнях и мололи на мельнице. Из полученной муки в основном и пекли хлеб.
Жили очень бедно. Носили домотканую одежду, сшитую собственными руками. Такая одежда была очень грубая, но дети были рады новым платьям и рубахам. Любая девочка до школы умела прясть на прялке лен.
В 1944 г. бабушка пошла учиться в 1 класс Блиновской начальной школы, которая находилась за 3 км от родительского дома. Интерната при школе не было и приходилось жить на квартире. Уроки делали при лучине, от соснового полена щипали лучину, поджигали ее, ставя у края печи. Писали в старых тетрадях, на газетных листах между строк простым карандашом, а учебник был только 1 на весь класс. Для детей начальных классов было организовано питание в обед: повариха тетя Тая, она же и уборщица и истопник, варила картошку, толкла ее в воде, подсаливала. Этому блюду дети были очень рады. Ходила в школу бабушка в лаптях, которые плел дед, мастер на все руки. А, начиная с весны, и до поздней осени бегали босиком, при этом очень редко болели простудными заболеваниями. Бабушка рассказывала: «Приду в школу, босые ноги спрячу под себя на лавку и так сижу, пока они не согреются». Учиться очень хотелось, да бабушка понимала, что своей учебой может принести какую-то радость уставшей матери, которая от зари до зари трудилась на колхозной ферме.
Как бы тяжело не было, но дети находили время для игр. Играя, забывали о том, что шла война, а отцы на фронте и о том, что постоянно хотелось есть. Девочки играли в тряпичные куклы, прятки, лапту, прыгали через веревочку. Зимой каталась на санках с горки, которая находилась рядом с их домом.
Об окончании Великой Отечественной войны бабушка узнала, когда училась во втором классе. Это была огромная радость. Постепенно стали возвращаться фронтовики, но в дом бабушки ее отец не вернулся. Он погиб в Чехословакии 23 апреля 1945 г.
Свое тяжелое военное детство моя бабушка помнит очень хорошо, хотя ей было тогда только 7 лет. Она вынесла голод, изнуряющий труд, холод, слезы матери. Этого ей никогда не забыть.
В настоящий момент моя бабушка старый, больной человек. Война и суровые послевоенные годы лишила ее детства, лишили возможности получить образование. Общаясь с ней, меня удивляет то, что она перенеся столько испытаний, не потеряла любви к жизни, к своим близким, веры и мудрости жизни.