Битва под Москвой
Битва под Москвой
Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно на подступах к столице Советского Союза гитлеровская армия, в течение двух лет прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.
Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории она известна как «Операция Тайфун». К концу сентября 1941 года немецко-фашистская группа армий «Центр» закончила все приготовления к ней. Наступление на московском направлении нацисты готовили как генеральное, решающее. Для сокрушительного удара по советским войскам, стоявшим на пути к Москве, фашистское командование сосредоточило три полевые армии, три танковые группы и большое количество частей усиления – всего 77,5 дивизии (более 1 млн. человек), почти 14,5 тыс. орудий и минометов и 1700 танков. Поддержку сухопутных войск с воздуха осуществляли 950 боевых самолетов.
Мощной группировке врага советское командование могло противопоставить значительно меньшие силы и средства. Западный, Резервный и Брянский фронты, во главе которых стояли генерал И.С. Конев, маршал С.М. Буденный и генерал А.И. Еременко, имели 95 дивизий (около 850 тыс. человек), 780 танков, 545 самолетов и 6800 орудий и минометов.
Битва под Москвой состояла из трех этапов:
1) оборонительная операция — с 30 сентября по 5 декабря 1941 года;
2) наступательная операция — с 6 декабря 1941 года по 7 января 1942 года;
3) Ржевско-Вяземская наступательная операция — с 8 января по 20 апреля 1942 года.
Первой операцию «Тайфун» начала южная ударная группировка противника. 30 сентября она нанесла удар по войскам Брянского фронта. Удары немецких группировок были направлены по сходящимся направлениям на Вязьму с целью охвата главных сил Западного и Резервного фронтов. В первые дни наступление противника развивалось успешно. Глубокие прорывы танковых группировок врага, окружение ими значительных сил трех фронтов, незаконченность строительства рубежей и отсутствие войск на Можайской линии обороны – все это создало угрозу выхода противника к Москве.
Центральный Комитет партии, Государственный Комитет Обороны и Ставка провели работу по мобилизации всех сил на организацию защиты столицы. В ночь на 5 октября Государственный Комитет Обороны принял решение о защите Москвы. Главным рубежом сопротивления была определена Можайская линия обороны, куда срочно направлялись все силы и средства.
10 октября Государственный Комитет Обороны (ГКО) объединил управление войск Западного и Резервного фронтов в одних руках. Их войска были включены в Западный фронт, во главе которого был поставлен Г.К. Жуков, командовавший до этого Ленинградским фронтом. Было решено построить на непосредственных подступах к столице еще одну линию обороны – Московскую зону.
Войска, оказавшиеся в вяземском окружении, вели мужественную борьбу с врагом. Они наносили контрудары и прорывались из кольца окружения. Атаки наших войск следовали одна за другой, им предшествовала артподготовка. Особенно яростными были наши атаки 8-12 октября, когда в боевые действия дивизии включилась батарея «катюш» капитана Флерова. Для немцев наступление окруженных батальонов и полков советских войск было полной неожиданностью. Немцам пришлось поспешно стягивать сюда крупные соединения и технику. Активные боевые действия советских войск в окружении оказали серьезное влияние на развитие событий. Они сковали в районе Вязьмы 28 немецко-фашистских дивизий, которые застряли здесь и не могли продолжать наступление на Москву.
В грозные октябрьские дни, в связи с приближением фронта к Москве, ГКО принял и провел в жизнь решение об эвакуации из столицы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, оборонных предприятий, научных и культурных учреждений.
Фашисты усилили налеты своей авиации на Москву, ночные бомбежки следовали одна за другой. Однако к городу прорывались лишь одиночные самолеты. На ближних подступах к Москве их встречала сплошная завеса огня зенитчиков, а на дальних – колонны бомбардировщиков рассеивались советскими летчиками-истребителями. Всего на подступах к Москве летчики совершили 25 таранов. В воздух поднимались аэростаты, натягивавшие тросы и сети, чтобы препятствовать проникновению вражеских самолетов в воздушное пространство столицы. На улицах строились баррикады, подвалы домов превращались в огневые точки. Сотни тысяч москвичей строили на окраинах города глубокую противотанковую оборону.
15 ноября гитлеровское командование снова повело свои войска в «последнее» наступление на Москву. Оно перегруппировало силы так, чтобы большинство танковых и механизированных дивизий находились теперь на флангах Центрального фронта и вело наступление на Москву с севера и юга, пытаясь охватить ее железными клещами. Началась решающая фаза Московской битвы.
Советские бойцы и командиры, пехотинцы и артиллеристы, летчики и танкисты, кавалеристы и саперы проявляли чудеса храбрости. Подвиги совершали не отдельные бойцы, а целые взводы, роты, батальоны и дивизии. 28 пехотинцев из стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова у разъезда Дубосеково вступили в бой против 50 фашистских танков и не пропустили их к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова облетели весь фронт и стали крылатыми. Герои погибли, но не отступили. Артиллеристы в бою не отходили от своих орудий и продолжали вести огонь даже из поврежденных пушек.
Летчики смело вступали в бой с фашистскими асами. Они сражались один против трех, один против пяти и выходили из боя победителями. Расстреляв свой боеприпас, они смело шли на таран и часто, сразив врага, ухитрялись чудом посадить свою машину, сохраняя ее для следующих боев.
Кровопролитные, изнуряющие бои продолжались всю вторую половину ноября. Напрягая последние силы, фашистские войска подошли к Апрелевке – в 35 километрах от Москвы. На севере они ворвались в Крюково (30 километров от столицы).
К 4–5 декабря на фронте под Москвой наступило затишье: немецко-фашистские войска выдохлись. Советское командование ждало этого момента. 5 декабря было принято решение: приступить к осуществлению плана контрнаступления, потому что оперативная и стратегическая обстановка складывалась в нашу пользу. За первые пять дней наши войска, ведя тяжелые бои на всех направлениях, продвинулись вперед и освободили ряд городов и сел.
Контрнаступление советских войск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему советско-германскому фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе Великой Отечественной войны.
Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны. Одержав победу под Москвой, советские войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.