Стажировка в США: взаимодействие образования с рынком труда

 

 

В сентябре – октябре 2014 г. доцент кафедры менеджмента и маркетинга ИГЭУ Евгений Грубов прошел трехнедельную стажировку в Соединенных Штатах Америки по программе «Высшее образование и подготовка рабочих кадров в США: универсальная роль местных колледжей».
Цель программы – знакомство с системой местных колледжей (community colleges) в США и понимание их роли в системе подготовки кадров для рынка труда. В задачи программы входили обзор основных и дополнительных образовательных программ колледжей в различных сферах деятельности (машиностроение, энергетика, информационные технологии, здравоохранение и др.), знакомство с их материальной и лабораторной базой, изучение механизмов взаимодействия колледжей и университетов, исследование системы сотрудничества колледжей и работодателей по вопросам согласования образовательных программ и подготовки рабочих кадров. Программа рассчитана на представителей административно-управленческого персонала российских образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования. В состав группы входило 8 участников, представляющих университеты и колледжи из различных регионов РФ – от Санкт-Петербурга до Чукотского автономного округа.
В течение трех недель мы посетили несколько городов и штатов США – Вашингтон (округ Колумбия), Луисвилл (Кентукки), Детройт (Мичиган), Питтсбург (Пенсильвания), Роли (Северная Каролина). Формат программы предполагал значительное количество встреч с представителями административных учреждений, образовательных организаций и объединений в сфере высшего образования. Встречи носили рабочий характер, а обсуждаемые на них вопросы представляли профессиональный интерес. Например, в Вашингтоне была организована встреча в Американской ассоциации местных колледжей – организации, объединяющей свыше 1000 колледжей во всех штатах и представляющей их интересы в отношениях с государственными органами, неправительственными организациями, объединениями работодателей, зарубежными партнерами и другими заинтересованными сторонами. Еще одним интересным мероприятием была встреча в управлении системой местных колледжей Северной Каролины, способствующей развитию доступного и востребованного высшего образования на уровне штата. Также мы посетили ряд университетов (George Washington University, Oakland University, University of North Carolina) и около 15 местных колледжей – Northern Virginia Community College (штат Вирджиния), Ivy Tech Community College (штат Индиана), Macomb Community College (штат Мичиган), Community College of Allegheny County (штат Пенсильвания), Durham Technical Community College (штат Северная Каролина) и ряд других. Было интересно обменяться опытом в сфере разработки и актуализации образовательных программ, их адаптации к потребностям работодателей, организации практических занятий обучающихся, применения дистанционных образовательных технологий и по другим вопросам.
Американские местные колледжи – это двухгодичные образовательные организации, играющие важную роль в системе американского высшего образования. Они обеспечивают доступность профессионального образования для большинства населения за счет широты образовательных программ, расположения близко к месту проживания и относительно низкой стоимости обучения. Многие колледжи, имея большие площади и обладая прекрасной лабораторной базой, предлагают широкий выбор образовательных программ – от медицины и биотехнологий до ремонта автомобилей и летательных аппаратов, от программирования и компьютерной безопасности до мехатроники и солнечной энергетики, от подготовки полицейских и пожарных до бизнеса и менеджмента.
После окончания колледжа выпускнику присваивается «ассоциированная степень» (associate degree), позволяющая либо продолжать обучение в университете на третьем курсе по программе бакалавриата, либо устроиться на работу по полученной профессии. Важной особенностью колледжей является их тесная взаимосвязь с местным сообществом – как с потенциальными студентами, проживающими на обслуживаемой ими территории, так и с работодателями. Следствием этой взаимосвязи становится высокая степень адаптированности образовательных программ к потребностям местного бизнеса, который активно участвует в их разработке, а также в формировании и обновлении лабораторной базы колледжей. Ориентация колледжей на рынок труда также поддерживается наличием множества краткосрочных образовательных программ, нацеленных на формирование конкретных навыков, не завершающихся присуждением степени. Подобные программы, как правило, предлагаются для всех обучающихся, но могут разрабатываться и для «точечного» обучения сотрудников конкретных компаний.
В местных колледжах широкое распространение имеет система преемственного обучения (continuing education) – например, начав обучение с какого-либо краткосрочного курса в выбранной сфере, можно через некоторое время продолжить обучение, освоив годовую программу, затем окончить колледж по двухгодичной программе с присуждением ассоциированной степени, поступить в университет с перезачетом полученных образовательных кредитов (зачетных единиц) и получить диплом бакалавра. Многие образовательные программы полностью или частично реализуются с помощью технологий дистанционного обучения.
В то же время можно отметить такую особенность образовательных программ, как их относительно узкую профессиональную специализацию. В частности, это проявляется в том, что общекультурные дисциплины, такие как история, философия, психология и другие, не являются обязательными для изучения студентами.
На многих встречах также обсуждались вопросы финансирования системы образования. Американские местные колледжи имеют два основных источника финансирования: финансирование за счет бюджета штата и плата за обучение – бесплатного высшего образования в США не существует, хотя некоторые студенты могут претендовать на получение финансовой помощи и стипендий, покрывающих часть их расходов. Кроме того, важными финансовыми источниками могут являться добровольные пожертвования (со стороны работодателей, выпускников или просто местных жителей), а также федеральные гранты, распределяемые на конкурсной основе и имеющие определенное целевое назначение. При этом обратим внимание, что научно-исследовательская деятельность в колледжах практически отсутствует – она осуществляется на уровне университетов.
Программа стажировки в целом получилась очень интересной и насыщенной. На мой взгляд, практическую ценность в первую очередь представляет знакомство с механизмами взаимодействия образовательных организаций и рынка труда, а также технологиями дистанционного обучения. По результатам проведённых встреч многими участниками с американской стороны была высказана заинтересованность в развитии коммуникаций и поиске возможностей для потенциального сотрудничества с ИГЭУ.
Информацию и фотографии предоставил Е.О. Грубов,
доцент кафедры МиМ