Мониторинг качества бюджетного приема в вузы в 2013 г.

 

 

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА БЮДЖЕТНОГО ПРИЕМА В ВУЗЫ: ОТЛИЧНИКИ ИДУТ ВО ВРАЧИ
Уровень подготовки абитуриентов, поступивших на бюджетные места в вузы РФ, в этом году остался достаточно высоким, а по ряду специальностей медицинского и технического направлений заметно вырос. В то же время есть серьезные проблемы с подготовкой поступающих в сельскохозяйственные институты, отмечают составители Мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы.
Несмотря на расширение платного приема в российские вузы, произошедшее в последнее десятилетие, хорошо успевающие школьники по-прежнему могут рассчитывать на получение высшего образования за счет государства. Как выбрать вуз, исходя из своих достижений в учебе? На этот вопрос будущим абитуриентам поможет ответить Мониторинг качества бюджетного приема в российские вузы, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости в рамках совместного проекта "Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию" по заказу Общественной палаты России.
В мониторинг вошли все российские вузы (471), прием в которые проводился по результатам ЕГЭ, без творческих и других специальных испытаний. Исследователи оценивали качество приема на отделения дневного бакалавриата и специалитета, опираясь на приказы о зачислении, размещенные на сайтах вузов.
Составители мониторинга рассчитали средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ по вузу в целом (без учета «олимпиадников»), средние и минимальные баллы по всем направлениям подготовки. В мониторинг также вошли сведения о структуре бюджетного приема: сколько абитуриентов было зачислено без экзаменов, вне конкурса, по конкурсу и на целевые места.
«В целом по всем группам направлений и всем профилям вузов наблюдается повышение средних баллов ЕГЭ зачисленных. Средний балл снизился всего у 26 из 471 вузов, причем у 15 – менее, чем на 1 пункт», — отмечают авторы мониторинга.
Однако исследователи полагают, что это, скорее, не результат повышения качества приема, а следствие того, что в 2013 году выпускники школ в принципе получили высокие баллы по ЕГЭ.
Ситуация с качеством приема в последние годы очень стабильна, утверждают составители мониторинга. Состав первой десятки рейтинга в этом году не изменился. В тройку лидеров вновь вошли МГИМО (средний балл ЕГЭ в расчете на один предмет — 95,6), МФТИ (93,1 балл) и НИУ ВШЭ (89 баллов). Остальные крупные вузы, входящие в первую десятку, несущественно поменялись друг с другом местами. Принципиальных перемен за год не произошло.
Исследователи также отмечают, что в этом году открытость информации в сфере приема в высшие учебные заведения вновь выросла. Все вузы, ведущие прием на бюджетные места, опубликовали на своих сайтах приказы о зачислении, хотя кое-где баллы студентов были указаны с ошибками.
Медики рвутся вперед
Как показал мониторинг, медицинские вузы в этом году продолжили укреплять свои позиции. Около трети (7 из 20) вузов-лидеров мониторинга — медицинские. Интересно, что из 48 «медов» всего 4 зачислили «хорошистов» (средний балл ЕГЭ ниже 70), а «троечников» не принимали на бюджетные места вообще нигде, отметили исследователи.
В нашей стране конкурсы в медвузы традиционно были и остаются высокими. Россияне считают профессию врача достойной, имеющей хорошие перспективы трудоустройства и карьерного роста, утверждает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Несколько лет назад в нашей стране было проведено исследование, которое показало, что у медиков самые минимальные шансы потерять работу по специальности, и самые высокие шансы снова устроиться по специальности. Это самая устойчивая профессиональная сфера с точки зрения трудоустройства, карьерного роста и пребывания в профессии», — подчеркнула она.
Еще одна из причин высокого спроса на медицинское образование – сравнительно небольшое количество мединститутов в стране. В то же время, в условиях возрастающего внимания государства к медицине и к здоровью населения, медвузы сегодня заметно переоснащаются и организуют партнерство с другими ведущими университетами, отметила эксперт.
Косвенно повышение спроса на медицинское образование подтверждает рост числа иностранных студентов в отечественных медвузах. По мнению Ирины Абанкиной это свидетельствует о том, что при сравнительно невысокой стоимости обучения там можно получить образование высокого качества.
Одновременно с этим за год существенно выросли средние баллы у поступавших на технические и естественно-научные группы направлений, отмечают составители мониторинга. В группу лидеров вошли «Ядерные физика и технологии», «Химия», «Нефтегазовое дело», «Информационная безопасность». В текущем году вузы принимали по этим направлениям преимущественно отличников, хотя в 2012 г. поступавшим достаточно было иметь «четверки» по всем предметам.
Сильно повысили свои средние баллы приема (хотя и остались в группе «хорошистов») такие специальности, как «Строительство», «Авиационные системы и эксплуатация», «Физика» и «Химические биотехнологии».
Эти специальности привлекают тех молодых людей, которые в перспективе надеются трудоустроиться на высокоинтеллектуальную работу, отмечает директор Института развития образования НИУ ВШЭ.
«Некоторые сферы рынка труда, привлекательные для молодежи в прежние годы (туризм, недвижимость, банковский сектор), сегодня уже перенасыщены работниками. При этом выпускники инженерных вузов начинают получать зарплату в 30, 40 или даже 50 тысяч рублей в месяц. Постепенно эти сигналы со стороны рынка труда доходят до семей», — рассказала эксперт.
Аграрии отстают все сильнее
Аграрные вузы, хоть и прибавили за год в среднем почти три балла ЕГЭ, все сильнее уступают вузам других профилей по качеству приема, отметили авторы мониторинга.
«Первый из вузов этой группы находится на 142 месте общего рейтинга. В то же время из 56 вузов — «троечников» со средними баллами зачисленных ниже 56, более половины – аграрные», — сообщили исследователи.
Невысокие конкурсы на сельскохозяйственные специальности можно объяснить тем, что в России аграрных вузов сравнительно много, но городские жители очень редко ориентируются на работу в сельской местности, полагает Ирина Абанкина. В то же время такие достаточно престижные специальности как «биотехнология», «генная инженерия» и т.п., существуют в других вузах и на других факультетах.
В целом, падение интереса к этой сфере сегодня характерно не только для России: в других странах также идет массовое сокращение аграрных специальностей, отметила она.
«В Китае, например, образование после 9 класса платное, но по аграрным специальностям оно полностью дотируется государством. И все равно на них не набирается достаточное количество студентов», — пояснила эксперт.
России нужно современное аграрное образование, но оно должно быть сосредоточено в тех регионах, где есть перспективы развития сельского хозяйства, а образовательные программы в этой сфере должны быть привлекательными для молодежи, отметила Ирина Абанкина.
«Администрация сельскохозяйственных вузов понимает, что значительная часть ответственности за решение проблем лежит на самих вузах, и вряд ли кто-то со стороны сможет реформировать эту систему. Но вот как именно она должна быть реформирована, пока остается очень большим вопросом», — резюмировала эксперт.
 
Во вложении:
  • Методика расчета и выборка
  • Качество приема в госвузы РФ по профилю – 2013
  • Качество приема в госвузы РФ по направлениям подготовки – 2013
Выборка по вузам Ивановской области

Вуз
Средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ 2013
Средний балл ЕГЭ зачисленных по конкурсу 2013
Средний балл самого слабого зачисленного по результатам ЕГЭ 2013
Количество студентов, зачисленных на бюджетные места
Из них:
Зачислено по конкурсу
Олимпиадников
Льготников
Целевиков
Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА), г. Иваново
80,9
83,2
43,3
325
172
0
18
135
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина (ИГЭУ)
69,8
70,1
44
705
687
0
18
0
Ивановский государственный университет (ИвГу)
66,9
67,7
35,3
409
357
0
38
14
Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ)
60,9
61,1
40
605
577
0
8
20
Ивановский государственный политехнический университет (ИВГПУ)
55,9
55,9
34
713
698
0
15
0
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.К. Беляева (Ивановская ГСХА)
46,3
45,9
33
334
299
0
4
31

 
Источник информации РИА Новости  05-09-2013

 

ТРОЕЧНИКОВ НЕ ПУСТИЛИ В ГИППОКРАТЫ
Самые умные абитуриенты пошли учиться на дипломатов, лингвистов и врачей
Алексей Дуэль
Не успели первокурсники занять места в аудиториях вузов, как их опять посчитали и проранжировали. На этот раз чиновники и эксперты решили посмотреть, каких "по качеству" абитуриентов смогли набрать российские высшие учебные заведения.
 
3,5 на ум
Этим летом бюджетные места вузов заняли 491 тысяча первокурсников. В основном выпускники школ этого года. Кампания сдачи ЕГЭ, как известно, прошла с многочисленными скандалами. Когда Рособрнадзор объявлял результаты по каждому предмету, складывалось ощущение, что или все школьники резко поумнели, или поголовно списали правильные ответы: результаты сдачи неизменно оказывались на несколько баллов выше прошлогодних. Из-за этого все ждали, что в ходе приема в вузы состоится "битва титанов": народ будет соревноваться не реальными знаниями, а хитростью и ловкостью - кто сколько дополнительных баллов смог себе приписать. И проходные пороги вырастут как минимум на 10 - 15 баллов.
- Средний результат, набранный выпускниками на ЕГЭ, увеличился по сравнению с прошлогодним на 3,5 балла, - скрупулезно подсчитал ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии по образованию Общественной палаты России Ярослав Кузьминов. - Причин тут три: во-первых, содержание заданий постоянно слегка меняется, поэтому сравнивать оценки одного года с другим не совсем корректно. Школьники освоили тестовую форму проверки знаний, привыкли к ней, у них повысилась техника выполнения экзаменационной работы. И, наконец, ученики стали лучше учиться, а педагоги лучше готовить их к экзаменам. Нечистоплотные методы повышения результатов тоже были. Но их вклад в общий рост оценок - 1 балл. А 2,5 балла принесла именно улучшившаяся подготовка.
Почти половина из 25 вузов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов - медицинские
Обычно ведущие вузы в начале учебного года проводят с первокурсниками свое собственное тестирование, чтобы понять, кто из них чего стоит. Но главный показатель - первая сессия. Ректоры в очередной раз грозят: кто не сдаст - будет отчислен без сожалений. Такая практика жестких и честных внутренних экзаменов уже помогла в прошлые годы престижным университетам избавиться от части льготников, которым явно не по силам освоить программу, и ребят с купленными результатами ЕГЭ.
Но отчисление каждого студента-бюджетника сокращает ассигнования, которые получает вуз из бюджета. Если Финансовый университет, Высшая школа экономики, МГИМО или другие аншлаговые университеты могут не беспокоиться - у них ни одно свободное место долго пустовать не будет, то многие скромные вузы держатся за каждого своего студента, каким бы слабым или нечистоплотным он ни был.
- Российским университетам нужны сильные студенты, принимать абы кого ради выделенной квоты бюджетных мест не надо, - объяснил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. - Мы рекомендовали всем ректорам поднимать проходной балл, чтобы отсечь заведомо слабых абитуриентов. Многие это сделали и в результате не смогли полностью набрать первый курс. Ничего страшного, наказывать за это мы никого не будем.
Страсти по рейтингу
Чтобы разобраться с предпочтениями "племени молодого, незнакомого", поступившего в вузы этим летом, специалисты ВШЭ провели очередной мониторинг качества приема в российские вузы. Эта работа выполняется уже несколько лет подряд. Прием по результатам Единого госэкзамена позволяет, хотя и с некоторыми оговорками, сравнивать между собой абитуриентов, выбравших те или иные вузы, и университеты, набравшие свой контингент студентов. Данные для мониторинга берутся с сайтов вузов - по закону каждый университет обязан на своем интернет-портале вывешивать все документы, связанные со вступительной кампанией. В том числе указывать результаты сдачи экзаменов абитуриентами.
- Рейтинг получился очень достоверный, мы его будем активно использовать в работе, в том числе при определении эффективности работы вузов, - оценил работу Дмитрий Ливанов. - Правда, есть важная оговорка - средний балл сдачи ЕГЭ по обществознанию выше, чем по физике, поэтому сравнивать между собой технические и гуманитарные вузы в одной таблице не совсем верно. А вот тех, кто готовит специалистов с похожими профессиями, вполне.
- У нас не рейтинг, а "мясо для рейтинга", - поправил министра Кузьминов. - Мы просто провели мониторинг, заодно, кстати, проверили степень открытости вузов. В этом году требования закона об обнародовании нужных нам данных не выполнили только Якутская государственная сельхозакадемия и Саратовская государственная юридическая академия. Из-за этого они не попали в мониторинг. В прошлом году таких ушедших от статистики университетов было целых 11.
Чтобы превратить этот мониторинг в полноценный рейтинг вузов, нужны еще два исследования. Судить о работе университета можно по трем составляющим: качество студентов, уровень преподавателей и успешность выпускников. Так или иначе, оценивать преподавателей пытаются уже сейчас. А за выпускников исследователи "Вышки" собираются взяться на будущий год. У них есть предварительные договоренности с Федеральной налоговой службой, что фискальные власти помогут собрать статистику зарплат тех, кто завершил обучение в вузе за предыдущие пять лет. Естественно, не раскрывая конфиденциальных личных данных. Чьи выпускники больше заработали - тот университет дал лучшее образование. Меркантильно, зато честно.
Но пока речь идет только о том, кто пошел учиться, какие вузы и специальности выбрали вчерашние школьники.
Что бросается в глаза? Из 25 университетов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов 11 вузов - медицинские. При этом они собрали себе в основном отличников, а троечников в лекаря не пустили совсем - поступить в медицинский со средним баллом ЕГЭ меньше 70 было просто невозможно.
А вот у педагогов ситуация не такая радужная. У будущих учителей, как и везде, подросли конкурсные баллы. И десять процентов лучших педвузов смогли набрать только "отличников" - средний балл ЕГЭ больше 70. В прошлом году таких не было вовсе. Но подавляющее большинство - 82 процента - педвузов довольствовались "хорошистами", а остальные приняли абитуриентов с самыми минимальными баллами.
При этом по данным исследований "Социального мониторинга", у педагогов самый низкий средний балл зачисленных на бюджетные места - 65,2 балла, но при этом самый большой набор - 25,5 тысячи человек. Для сравнения: у медиков на первый курс поступили 22,2 тысячи абитуриентов со средним ЕГЭ 80,2 балла, на экономических факультетах к обучению приступили 11,3 тысячи парней и девушек со средним результатом на Едином - 75,3. Так что образование у нас по-прежнему выбирают по остаточному принципу.
- Минобрнауки изменило распределение бюджетных мест между направлениями подготовки, однако это никак не повлияло на то, какие абитуриенты пришли поступать учиться на ту или иную специальность, - подвел итог мониторинга Ярослав Кузьминов. - Ребята заранее выбирают себе профессию и вуз, а потом туда отправляют свои заявления и надеются поступить. Менять себе направление, чтобы проще было во время вступительной кампании, никто не торопится. Наверное, это неплохо.
Олимпийские студенты
У 22 603 выпускников школ в этом году были льготы при поступлении, заработанные на олимпиадах, проводимых под эгидой Российского союза ректоров (РСР).
Эти интеллектуальные соревнования проводятся для выпускников в течение учебного года. Лучшие по их результатам могут быть зачислены вне конкурса или обменять свой сертификат на оценку "100 баллов ЕГЭ" по профильному предмету. Олимпиады под эгидой РСР проходят параллельно с Всероссийской олимпиадой школьников. Победители и призеры заключительного (всероссийского) этапа этого состязания талантливых и находчивых поступают в профильный вуз без сдачи экзаменов.
Больше всего среди победителей олимпиад РСР выпускников школ Центрального федерального округа (47 процентов), Приволжского (17 процентов) и Сибирского (13 процентов). Ученики только одной московской школы N 57 за год собрали 412 чемпионских дипломов.
- Треть победителей и призеров наших олимпиад живут и учатся в селах или малых городах, - рассказала генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. - Успехи столичных детей понятны, но нам очень важно, чтобы способные ребята с периферии с помощью наших олимпиад могли поступать в лучшие университеты.
Самой успешной в олимпиадах РСР сельской школой стал лицей-интернат N 7 из села Пестрецы Татарстана - там подготовили 16 дипломантов. Хорошо учат в селе Новиковки Томской области и селе Петропавловка Бурятии - ученики из этих населенных пунктов завоевали 13 и 12 чемпионских дипломов.
Портфолио откладывается
Выпускники 2014 года и их родители могут вздохнуть с облегчением - правила поступления в вузы для них останутся такими же, как были этим летом. Введение обещанного портфолио с внеучебными достижениями и конкурса среднего балла аттестата отложено до 2015 года.
- У нас есть правило - обо всех новшествах предстоящих выпускной и вступительной кампаний сообщать до начала учебного года, - заверил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. - Механизм подсчета и учета среднего балла и портфолио пока еще не проработан до конца, так что следующим летом при поступлении в вузы эти параметры учитываться не будут. Планируем их ввести с 2015 года.
Несмотря на массированную критику, обрушившуюся на систему ЕГЭ этим летом, никаких глобальных изменений в Едином минобрнауки не планирует. Руководитель ведомства пообещал лишь усилить информационную безопасность экзамена, чтобы исключить саму возможность "слива" заданий до начала испытания. Кроме того, в ближайших планах открыть банк заданий по всем предметам.
- Нас беспокоит, что на технические специальности зачастую идут люди, плохо знающие физику и математику, - справедливо заметил министр. - Надо будет создать некие меры поддержки для студентов-технарей. Министерство обороны платит тем, кто учится на нужных оборонным предприятиям специальностях, повышенную стипендию, покупает проездные. Может быть, нам тоже надо придумать что-то похожее для всех остальных инженеров?
Источник информации: «Российская газета» 10-09-2013
ВложениеРазмер
vuzi_metodic_2013.pdf432.68 КБ
Univer_profile_2013.pdf293.79 КБ
Univer_napravlenia_2013.pdf1.81 МБ