Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо

Шпорный момент

Приходите на экзамен со свежей головой: во многом придется разбираться впервые. Фольклор физтеха МГУ
Отличительная особенность памяти студента: не знал, но вспомнил.
Если студент знает, откуда списать, то «тройки» он уже заслуживает. А.В.Шкитов

Даже самые суровые и требовательные преподаватели были когда-то школьниками, студентами, аспирантами. И не всегда давались инженерам гуманитарные знания, формулы, теоремы, схемы. И не ко всем экзаменам были блестяще готовы те, кто экзаменует студентов ИГЭУ сегодня…
С вопросом: «Списывали ли Вы? Не припомните какой-нибудь забавный случай использования шпаргалок в своей жизненной практике?» - я обошла некоторых ученых мужей и жен энергоуниверситета. Полученные разведданные спешу сделать достоянием общественности.

В.Н.Нуждин, ректор ИГЭУ: «Шпаргалками я пользовался очень редко. От силы раз-два… Вспомнился зачет по механике, к которому я был совершенно не готов. Зная, что преподаватель задает обычно около 30 дополнительных вопросов, я спокойно сел на первую парту поближе к нему, просидел часа три, прослушал все вопросы и правильные ответы, после чего сдал зачет блестяще и сам».

В.П.Жуков, проректор по научной работе: «Не списывал. Просто доводил себя до такого состояния, что шпаргалки уже не требовались. Когда они распиханы по карманам и ты знаешь, что не знаешь учебного материала, чувствуешь себя совсем неуверенно. Впрочем, раньше сам разрешал пользоваться своим студентам шпаргалками. Даже проводил конкурс на лучшую шпаргалку: если студент умеет на одном листе изложить весь курс, всё основное, и пока он это делает, он разбирается в предмете. Победители таких конкурсов получали по одному дополнительному баллу к конечной оценке».

А.В.Антипин, декан ТЭФ: «Не списывал никогда в жизни. Преподаватели карали за это строго. Шпаргалки я писал только потому, что развита моторная память, и пока писал, лучше запоминал материал».

Т.Н.Шмелева, зам. зав. библиотекой: «А я не списывала, хотя способность других это делать восхищало, как и фартучки со шпаргалками, как и исписанные руки-ноги. А я не умела, стыдно было очень, всегда казалось, что меня немедленно поймают…»

В.П.Голов, проректор по ресурсному обеспечению: «Про случаи. Как-то, принимая экзамены, я увидел, что студент беспокоится…
- Что вызывает такое Ваше беспокойство?
- А мне за это, правда, ничего не будет?
- Правда.
Я был просто поражен! Студент выложил на стол шпаргалку, каких видеть мне еще не приходилось: на бумажечках мизерного формата были слово в слово переписаны все мои лекции с подчеркнутыми важными тезисами, с выделенными заголовками. Парнишка еще добавил, что пока писал, хотя бы разобрался во всем. Этот шедевр он мне на память подарил. Сам я шпаргалками не пользовался: гораздо проще было все выучить, чем заниматься их написанием, оформлением».

В.П.Шишкин, декан ЭМФ: «Конечно, было дело… Шпаргалки я писал, только пользовался редко. Сейчас к использованию шпор у своих студентов я отношусь достаточно адекватно: многие ведь и подсказки готовят только для самоуспокоения. Ну, а если замечаю у кого-то шпаргалки, просто задаю этому студенту побольше дополнительных вопросов и расспрашиваю потщательнее: если человек не разбирается в материале, это всегда легко определить. Правда, был у меня ученик Д.Р., которого я запомнил на всю жизнь. Его невозможно было поймать: преданно смотрел в глаза с первой парты и умудрялся списывать! Он только на выпускном признался в этом…»

И.В.Баева, зам. зав. библиотекой: «Что скрывать? Списывала. Поймана не была. Просто поувереннее себя чувствовать надо, смотреть преподавателю в глаза («контакт глазами») и улыбаться. Все получится!»

М.Н.Шипко, проректор по международным связям: «Самый запоминающийся случай – это сдача зачета по математической физике, где требовалось знать около 100 теорем. Всей группой мы оформили ватман с формулировками и доказательствами теорем и положили его прямо на стол подслеповатому преподавателю. Он еще поражался и говорил, что такой уникальной группы у него не было: все студенты все теоремы знают назубок! Подвела нас не вовремя пришедшая методистка, указавшая преподавателю на злополучный ватман».

С.Г.Андрианов, декан ИФФ: «Сам я шпаргалками не пользовался и у студентов это не люблю. Хотя нельзя не признать, что некоторые делают это просто виртуозно: один студент списал, сидя со мной рядом за одной партой!»

М.В.Хронина, руководитель отдела входной и выходной информации: «Ну, кто же не списывал? Однажды сложилась пренеприятная ситуация. Я села за последнюю парту и в полной уверенности, что все получится, стала доставать шпаргалки. Преподаватель попросил меня выйти, отказавшись принимать экзамен. Оказалось, подвел шкаф позади всех парт, за моей спиной, в стеклянных дверцах которого отражались все мои ухищрения со шпаргалками... В шкаф и смотрел преподаватель, указывая мне на дверь».

Ю.С.Тверской, проректор по инновационной политике: «Я шпаргалки готовил не шпаргалки, а конспекты. Достаешь, если надо, конспекты и учебники, кладешь все это на стол и работаешь с литературой… Своим студентам я тоже разрешаю пользоваться справочниками. Дело в том, что мы готовим инженеров: они должны разбираться и понимать, а не помнить все на свете».
Труден путь студента. Развивайте моторную память, пишите конспекты конспектов, разбирайтесь в схемах, налаживайте контакт глазами. В конце концов ни у одного из преподавателей, которые тоже когда-то были студентами, нет цели завалить Вас или поймать за руку с крепко зажатой в ней шпаргалкой…

Анастасия Булатова