Ректор МГУ предложил установить для работодателей квоты на молодых специалистов
Опубликовано на сайте rg.ru 20 марта 2009 г. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил установить для работодателей специальные квоты приема на работу молодых специалистов. С таким предложением он выступил сегодня на съезде Российского союза ректоров.
В условиях сложной экономической ситуации, сказал Садовничий, "важной проблемой станет трудоустройство выпускников вузов".
"Если в 2008 году подавляющее большинство компаний-работодателей принимали на работу молодых специалистов - выпускников вузов, то в этом году около 5 процентов компаний вообще не планируют принимать на работу молодых специалистов, а другие сокращают прием на 25 процентов", - сказал Садовничий.
Ректор главного университета страны предложил также ввести специальные образовательные сертификаты для россиян, потерявших работу в условиях кризиса. По его словам, "в качестве меры социальной поддержки высвобождаемых работников целесообразно ввести специальные образовательные сертификаты на оплату переподготовки". Как считает Садовничий, "в настоящее время система переподготовки по стране развита недостаточно, а точнее, ее просто нет".
Ректор МГУ высказался также за создание специального агентства по образовательному кредитованию. "Такое агентство могло бы предоставлять кредиты не только студентам или абитуриентам, но и вузам", - сказал он, отметив, что в условиях финансово-экономического кризиса это было бы важным.
Настоящий бум переживают сейчас в России сайты по поиску работы -услугами портала "Работа в России", созданного Рострудом, за полтора месяца воспользовались более миллиона человек, и с каждым днем число посетителей растет. И все же Интернет - далеко не самый популярный источник информации о вакансиях. На первом месте остается традиционный поиск через знакомых.
"РГ" попыталась выяснить, какие же способы поиска работы являются сегодня наиболее популярными и эффективными. Безусловным лидером является поиск через знакомых. По данным Росстата, 56,4 процента соискателей ищут и находят работу именно "по блату". "Своим" как-то больше доверяют. И то, что на хорошую работу можно попасть в первую очередь по знакомству, стало нормой жизни", - комментирует начальник управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и соцстрахования мин здравсоцразвития Михаил Крощенко. И как бы ни менялась экономическая ситуация в стране, этот метод не уступит своих позиций, убежден эксперт.
Второе место в "рейтинге" занимают службы занятости. Традиционно их услугами пользуется треть оставшихся без работы. Однако, по мнению экспертов, роль центров занятости будет усиливаться. "Обычно их услуги были востребованы в малых городах и сельской местности, где вакансии наперечет и у людей просто нет выбора, а регистрация безработным - практически единственный способ выжить", - продолжает Михаил Крощенко. В крупных же городах клиентами службы становились в основном люди рабочих специальностей или низкой квалификации. В результате работодатели, ищущие высококвалифицированные кадры, считали, что таковых среди клиентов службы не имеется, и не подавали туда заявки. А профессионалы, зная об отсутствии этих заявок, не обращались в центры занятости за помощью в трудоустройстве. Но ситуация в корне меняется. "Увеличение максимального пособия по безработице до 4900 плюс то, что теперь на него могут рассчитывать и уволившиеся по собственному желанию, приводят в службу занятости многих специалистов и даже управленцев среднего звена. А вслед за ними придут и уже идут новые работодатели", - продолжает эксперт.
Подтверждает тенденцию и тот факт, что на портале "Работа в России", где аккумулируются вакансии всех центров занятости страны, появились дорогие предложения - 47 тысяч свободных рабочих мест с зарплатой выше 30 тысяч рублей, более полутора тысяч вакансий с зарплатой выше 100 тысяч рублей. Всего же на сайте зарегистрировано 882 тысячи вакансий. Просмотрели их за два месяца более 1 миллиона 100 тысяч человек. 737 человек зарегистрировались в "личном кабинете" для получения оперативной информации о положении на рынке труда.
Кстати, интернет-ресурсы, как это ни странно, не попадают в нашем рейтинге в тройку лидеров. А замыкает ее "непосредственное обращение к работодателю" - без посредников ищут работу 23 процента соискателей.
Что касается порталов, то в исследованиях Росстата нет такой графы "поиск через Интернет", зато есть варианты: "поиск через СМИ" - им пользуются в среднем 13-17 процентов россиян - и "другие способы" - 10 процентов. Эксперты полагают, доля Интернета есть в обеих графах и сейчас она резко увеличивается. Интернет-порталы поиска работы переживают настоящий бум - если еще в середине прошлого года на одну вакансию приходилось 25 соискателей, сейчас их число увеличилось в 10, а по некоторым специальностям и в 20-30 раз.
Например, среднесуточная посещаемость сайта Hh.ru составляла 133 тысячи человек, в ноябре-декабре она выросла до 200 тысяч, а в феврале поднялась до 300 тысяч. Количество резюме, размещенных на сайте, составляет около 3 миллионов, а вакансий - 40 тысяч. Полгода назад на одну вакансию в среднем откликались 14 человек, сейчас эта цифра в Москве составляет 330. Аналогичная ситуация и на других порталах. По данным аналитиков, больше половины посетителей таких сайтов не потеряли работу, а присматривают новое местечко "на всякий случай".
Вообще поиск работы через Интернет очень удобен. К примеру, если зайти на "Яндекс" и кликнуть рубрику "работа", появится 1272 сайта! Практически каждый из них имеет свою специфику. Одни ориентируются на менеджеров высшего звена, вторые - на управленцев среднего звена, третьи - на обслуживающий персонал, четвертые - на тех, кто хочет подработать, и так далее. Так что если запастись терпением и перелопатить все это, наверняка можно подыскать себе подходящие варианты. Что касается газет, через них, как правило, ищут друг друга представители рабочих специальностей или люди без профессии и их работодатели.
Замыкают пятерку популярности кадровые агентства. Их услугами, по информации Росстата, пользуются в среднем 3 процента безработных. Это не значит, что они неэффективны. Просто они работают, как правило, с высококвалифицированными специалистами, которых не так много среди соискателей. К тому же услуги их дорогостоящи - в Москве, к примеру, в среднем их куш составляет 10-18 процентов от годового дохода будущего работника. Оплачивает сумму, как правило, работодатель. А это значит, что такие агентства концентрируются в крупных городах, где есть немало предприятий, заинтересованных в их услугах и готовых отдавать за специалистов большие деньги.
"Нет универсального рецепта, как быстрее и лучше найти работу. Для каждой профессии и местности есть свои нюансы. Но лучше всего использовать одновременно все возможные методы, тогда и результат не заставит себя долго ждать", - считает Михаил Крощенко.
Более тысячи руководителей государственных вузов и около сотни глав вузов коммерческих съехались в Фундаментальную библиотеку МГУ им. Ломоносова.
Ректоры намерены обсудить самые актуальные проблемы на сегодняшний день, и в первую очередь расширение возможностей для обучения.
- Мы поддерживаем все предложения, высказанные недавно президентом, - подчеркнул президент Российского союза ректоров (РСР), ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. - Окончившим бакалавриат предлагаем более широкие возможности для обучения в магистратуре, выступаем за существенное увеличение мест в аспирантуре. Союз ректоров - за то, чтобы разрешить дипломированным специалистам продолжать обучение в магистратуре. Ведь со следующего года, когда вступит в силу закон о многоуровневом высшем образовании, это станет невозможным. Мы хотим расширить "учебную скамью" для молодежи, и это, кстати, отвечает мировым тенденциям. Система "бакалавр-магистр" должна быть открытой и, что немаловажно, по максимуму бесплатной.
Виктор Садовничий считает, что в условиях кризиса вузы должны пойти навстречу студентам-контрактникам, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Как это делать, МГУ решил показать на собственном опыте. Недавно на заседании ученого совета были приняты поправки в устав вуза, смягчающие правила перевода с контрактного отделения на бюджетное. Если раньше для этого нужно было отучиться четыре семестра подряд на одни "пятерки", то теперь претендовать на перевод смогут и те, у кого в зачетке есть "четверки".
Кстати, средняя сумма обучения на платном отделении в МГУ - 160 тысяч рублей в год. По словам Садовничего, плата за обучение ни в коем случае не будет расти, а вот уменьшиться может. Ведь расчет оплаты года обучения в вузе ведется по нормативному финансированию из госбюджета на одного студента. А финансирование вузов государством, вполне возможно, сократится.
Также на съезде немалое внимание будет уделено проблеме переподготовки специалистов.
- Как таковой системы переподготовки сейчас в России нет, - считает ректор МГУ. - А она очень нужна. Причем не только для учителей, бухгалтеров, чиновников. Это должно чуть ли не в первую очередь коснуться высококвалифицированных рабочих, которые сейчас теряют свои места. Я пару дней назад вернулся из Казахстана - там университетам поручено переподготавливать строителей.
Еще один вопрос, который не смогут обойти стороной на Съезде ректоров - Единый госэкзамен. Виктор Садовничий рассказал, что в своем докладе предложит в будущем усовершенствовать систему ЕГЭ и разделить итоговые школьные и вступительные экзамены в вузы.
- Безусловно, школьная аттестация и поступление в вуз - это разделенные акции, - сказал Садовничий. - Моя мечта - ввести в России такую систему, когда вузы при приеме абитуриентов будут учитывать не только результаты ЕГЭ, а также оценки за весь период обучения и характеристики, которые выпускникам школ дадут их учителя.
Кроме того, считает Садовничий, вузы должны получить право проводить собеседование и собственные испытания.
Правила поступления по ЕГЭ непонятны даже академикам. Виктор Садовничий рассказал, как попытался объяснить их своим коллегами. И уже через 20 минут услышал просьбы пожалеть их. Однако Садовничий уточнил, что в этом году правила аттестации школьников и поступления в вузы определены, и уже ничего не изменится. Но каждый закон - это не мертвый документ, считает ректор МГУ, и он может совершенствоваться